Часть 1. Общие надзорные полномочия при осуществлении исполнения законодательства
3.1 Предъявляя служебное удостоверение, сотрудник ФСБ имеет право беспрепятственного доступа на территории в Нижегородской области, необходимые для осуществления прокурорского надзора.
3.2 Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
3.3 Проверять документы, удостоверяющие личность, при наличии оснований подозревать гражданина в совершении правонарушения.
3.4 Производить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления.
3.4 Осуществлять досмотр транспортных средств и личных вещей при подозрении на наличие оружия, наркотиков или иных запрещённых предметов.
3.5 Сотрудник ФСБ вправе вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по вопросам, связанным с нарушениями законодательства.
3.6 В рамках служебных обязанностей сотрудник ФСБ вправе спользовать физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
3.7 Сотрудник ФСБ вправе требовать содействия от граждан и организаций в рамках исполнения служебных обязанностей.
3.8 Сотруднику ФСБ обеспечивается доступ к нормативным правовым актам и документации организаций для осуществления надзора за соблюдением законодательства.
3.9 В рамках надзора сотрудник ФСБ вправе опрашивать служащих по вопросам, связанным с исполнением ими должностных обязанностей и соблюдением прав и свобод граждан.
3.10 Сотрудник ФСБ вправе требовать от должностных лиц дачи письменных и устных объяснений по фактам выявленных нарушений законодательства, вносить представления об устранении нарушений, а также требовать привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Часть 2. Уголовное расследование и процессуальные действия.
1. После возбуждения уголовного дела, прокурор обязан принять меры для всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств совершенного преступления. В этих целях прокурор лично или с привлечением сотрудников правоохранительных органов проводит следующие следственные действия:
1) Опрос: Получение информации от граждан, предположительно владеющих информацией, имеющей значение для дела.
2) Допрос: Получение показаний от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых в процессуальном порядке.
3) Очная ставка: Одновременный допрос двух лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия, для выяснения истины.
4) Обыск: Обследование помещений, территорий, транспортных средств и граждан в целях обнаружения и изъятия предметов, документов и ценностей, имеющих значение для дела.
5) Выемка: Изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, у лиц, владеющих ими.
6) Обыск в жилище: Обыск в месте проживания лица (дом, квартира и т.п.) с целью обнаружения и изъятия предметов, документов и ценностей, имеющих значение для дела. Проводится на основании постановления суда.
7) Выемка в жилище: Изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, в месте проживания лица (дом, квартира и т.п.). Проводится на основании постановления суда.
8) Осмотр: Непосредственное изучение места происшествия, предметов, документов, трупов и других объектов с целью установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
9) Следственный эксперимент: Воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств совершения преступления с целью проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела.
10) Опознание: Предъявление лица или предмета свидетелю или потерпевшему для установления их тождества.
11) Контрольная закупка: Оперативно-розыскное мероприятие, направленное на выявление и пресечение преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом товаров или услуг.
12) Контроль и запись переговоров: Прослушивание и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого или обвиняемого. Проводится на основании постановления суда.
13) Освидетельствование: Процедура осмотра тела человека для выявления следов преступления, особых примет, состояния опьянения и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
2. При проведении следственных действий, предусмотренных настоящей статьей, следователь имеет право осуществлять задержание лиц в порядке, установленном действующим законодательством Нижегородской области.
3. При возбуждении уголовного дела следователь обязан осведомить прокуратуру об уголовном деле.
4. Все следственные действия должны быть направлены на установление обстоятельств совершения преступления, включая установление виновных лиц, мотивов и целей преступления, размера причиненного ущерба и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Уголовное дело не может быть передано в суд без проведения необходимых следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Отсутствие необходимых следственных действий является основанием для возвращения дела следователю для проведения дополнительного расследования.
По результатам рассмотрения ходатайства следователя о проведении следственных действий, указанных в пунктах 6, 7, 12 пункта 1 настоящей статьи суд выносит определение о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.
По окончании проведения всех необходимых следственных действий и установления обстоятельств совершения преступления следователь при наличии достаточных оснований направляет уголовное дело в суд для рассмотрения по существу. К материалам уголовного дела прилагаются доказательства, подтверждающие установленные обстоятельства и виновность лица (лиц) в совершении преступления.
Часть 3. Координация правоохранительной деятельности
1. Организация взаимодействия между полицией.
2. Проведение совместных оперативных мероприятий.
3. Организация различных специальных операций под своим руководством.
Часть 4. Прокурорские меры воздействия
В рамках осуществления своих полномочий Прокурор имеет право вынести следующие меры прокурорского реагирования:
1. Протест.
2. Предупреждение.
3. Требование.
4. Наложение денежного штрафа в размере до 500.000₽ за одно нарушение.
5. Постановление о возбуждении уголовного/административного дела.
6. Назначение повторной проверки.
7. Отстранение от должности.
8. Переаттестация.
2. Соедователь при необходимости мотивированным постановлением выносит соедовательское предупреждение руководителям органов государственной власти в следующих случаях:
- Отказ или уход от проведения проверки
- Ненадлежащее исполнение возложенных на лицо обязанностей
- Неудовлетворительные результаты проверки
- Обилие судебных исков на должностных лиц данного органа/подчиненных данному должностному лицу
2.1 Обжалование следовательского предупреждения проходит в установленном настоящим законом порядке судом или Директором ФСБ.
3. Следователь приносит протест на противоречащие закону акты или действия уполномоченного должностного лица должностному лицу, которое издало этот акт или совершило действие, либо в суд, в порядке, предусмотренном настоящим законом
3.1 Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 24 часа с момента его передачи в соответствующий орган. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, следователь вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста, но не менее чем 2 часа. О результатах рассмотрения незамедлительно уведомляется следователь в письменной форме
3.2 Протест до его рассмотрения может быть отозван, принесшим его следователем или вышестоящим следователем
3.3 В случае игнорирования следовательского протеста должностное лицо несет ответственность согласно действующему законодательству.
3.4 Обжалование следовательского протеста проходит в установленном настоящим законом порядке судом или Директором ФСБ.
4. В целях устранения нарушений законодательства, выявленных в ходе следовательского надзора, следователь вправе направить мотивированное требование органам государственной власти, организациям и их должностным лицам, содержащее указание на необходимость устранения допущенных нарушений законодательства и (или) привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством.
4.1 Лицо, которому было адресовано следовательское требование обязан рассмотреть его в течение 24 часов и дать письменный ответ прокурору о принятых мерах.
4.2 В случае игнорирования, неисполнения или халатного исполнения законного следовательского требования, организация, орган государственной власти, должностное лицо несет ответственность согласно действующему законодательству.
4.3 Следователь, при требовании лица, которому адресовано следователь требование, обязан объяснить лицу законность следовательского требования.
5. Следователь при необходимости мотивированным постановлением накладывает на должностных лиц государственных организаций денежный штраф в размере до 500.000₽. Сделать это он может в следующих случаях:
- Повторный отказ или уход от проведения проверки
- Ненадлежащее исполнение возложенных на должностное лицо обязанностей
- Неудовлетворительные результаты проверки
- Нарушения административного характера
5.1 Обжалование наложенного сотрудником ФСБ штрафа проходит в установленном настоящим законом порядке судом или Директором ФСБ.
6. Следователь при обнаружении серьезных нарушений и несоответствия с занимаемой должностью выносит мотивированное постановление об отстранении (увольнении) от занимаемой должности и прекращения полномочий конкретного должностного лица в следующих случаях:
- В случае частых нарушений Уголовного кодекса и кодекса об административных правонарушениях.
- В случае тяжкого нарушения Уголовного кодекса.
- В случае нарушения статьи коррупционного характера.
- В случае отказа от исполнения законного требования, приказа работника ФСБ.
- В случае прямого неисполнения возложенных на лицо обязательств.
- В случае нарушения Федерального Постановления или иных дисциплинарных документов.
- Переаттестация может быть назначена лицу, которое в ходе проверки показало свои недостаточно высокие знания и/или доказало свою профессиональную непригодность по мнению следователя и при наличии на это неопровержимых доказательств.
6.2 Обжалование отстранения (увольнения) должностного лица с занимаемой должности и прекращении полномочий проходит в установленном настоящим законом порядке судом или Директором ФСБ.
7. При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела, дела об административном правонарушении, следователь возбуждает уголовное дело, дело об административном правонарушении о чем выносится соответствующее постановление.
8.1. Поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела, дела об административном правонарушении служат:
1) заявление о преступлении, административном правонарушении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) обнаружение сотрудником ФСБ достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, административного правонарушения.
7.2. В случае отсутствия в деянии признаков преступления, административного правонарушения уголовное дело, дело об административном правонарушении возбуждению не подлежит, а возбужденное дело подлежит отмене.
7.3. После проведения необходимых следственных действий, направленных на установление обстоятельств совершения преступления, уголовное дело направляет в суд по подсудности для рассмотрения по существу. По делам об административным правонарушениях следственные действия не проводятся. После возбуждения дела об административном правонарушении оно направляет в суд по подсудности для рассмотрения по существу.
7.4. Директор ФСБ и уполномоченные им заместители вправе прекращать производство по уголовному делу, делу об административном правонарушении работников прокуратуры в случае отсутствия в деянии признаков преступления, административного правонарушения.
Примечание: по этим же поводам и основаниям работник ФСБ вправе прекратить производство по своему уголовному делу, делу об административном правонарушении.