ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЛИЦИИ"
Настоящий Федеральный закон определяет статус, основные направления деятельности, права и обязанности полиции Российской Федерации как составной части единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Полиция и её назначение
- Полиция — государственный вооружённый орган исполнительной власти, входящий в систему Министерства внутренних дел , предназначенный для:
- Защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Противодействия преступности.
- Охраны общественного порядка и собственности.
- Обеспечения общественной безопасности.
- Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Полиция действует на основе:
- Конституции Российской Федерации.
- Международных договоров Российской Федерации.
- Федеральных конституционных законов.
- Настоящего Федерального закона.
- Иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и подчиняется ему. Координация деятельности полиции осуществляется также в взаимодействии с органами прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета и другими правоохранительными органами в пределах их компетенции.
Статья 2. Основные принципы деятельности полиции.
Деятельность полиции осуществляется на основе следующих принципов:
Законность — полиция действует исключительно в рамках законодательства Нижегородской области.
Уважение прав и свобод человека — сотрудники полиции обязаны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Гуманизм — полиция осуществляет свою деятельность на основе справедливости и человечности.
Гласность — деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не нарушает требования законодательства Российской Федерации, не препятствует проведению оперативно-разыскных мероприятий, не нарушает права и свободы граждан.
Взаимодействие с гражданами и общественными объединениями — полиция сотрудничает с гражданами, общественными организациями и иными объединениями для решения задач, возложенных на неё законом.
Единоначалие и централизация — полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
ГЛАВА 2.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Статья 3. Основные направления деятельности
Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
- Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.
- Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
- Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.
Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.
Обеспечение правопорядка в общественных местах.
Обеспечение безопасности дорожного движения.
Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
ГЛАВА 3.
ПРАВА ПОЛИЦИИ
ПРАВА ПОЛИЦИИ
Статья 4. Полномочия полиции
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
Требовать прекращения противоправных действий: Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов.
Проверять документы, удостоверяющие личность: Проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.
Проверять разрешительные документы: Проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию.
Вызывать в отдел полиции: Вызывать в отдел полиции граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях и происшествиях.
Производить осмотр: Производить осмотр места происшествия, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов и иных объектов в целях фиксации обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по заявлению и сообщению о происшествии, а также составлять по результатам указанного осмотра акт осмотра 1.
Беспрепятственно посещать учреждения: Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с расследованием уголовных дел и производством по делам об административных правонарушениях, знакомиться с необходимыми документами и материалами.
Патрулировать населенные пункты: Патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, заслоны.
Обозначать места происшествий: Обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов.
Требовать покинуть место: Требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, оцепленную на служебные и иные мероприятия территорию, служебную или охраняемую территорию, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий или обеспечения безопасности.
Требовать разойтись: Обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Возбуждать уголовные дела и составлять протоколы: Возбуждать уголовные дела, составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять оперативно-розыскную деятельность, производить следственные и иные процессуальные действия, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Доставлять граждан: Доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в отдел полиции или иное служебное помещение для решения вопроса о задержании гражданина (если невозможно решить на месте); для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске.
Осуществлять личный досмотр и досмотр вещей/ТС: Осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотические средства или скрывают предметы хищения. Изымать указанные предметы при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения 610.
Осуществлять личный осмотр на массовых мероприятиях: Осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории, где проводятся такие мероприятия. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории.
Производить регистрацию и съемку: Производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
Обеспечивать безопасность дорожного движения: Обеспечивать безопасность дорожного движения, останавливать транспортные средства, проверять у водителей документы на право пользования транспортным средством; проводить досмотр транспортного средства и предметов, перевозимых в нем, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве перевозятся оружие, наркотические или иные запрещенные вещества 56.
Обеспечивать антитеррористическую защищенность: Обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов.
Требовать соблюдения режима на охраняемых объектах: Требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) личный осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов.
Проводить оперативно-профилактические мероприятия: Проводить оперативно-профилактические мероприятия с целью выявления и пресечения правонарушений в области незаконного оборота наркотических веществ, оружия и боеприпасов к нему.
Требовать покинуть транспортное средство: Требовать от граждан (групп граждан) покинуть транспортное средство по причине совершения правонарушения для совершения следственных или процессуальных действий.
Применять тауметры: Сотрудники ГИБДД уполномочены применять тауметры для проверки тонированности автомобиля в случае подозрения использования гражданином нелегальной тонировки (процент светопропускаемости до 50%).
Требовать открыть двери автомобиля: Сотрудники ГИБДД уполномочены требовать от граждан открыть двери автомобиля для проверки тонированности боковых окон.
Эвакуировать транспортные средства: Сотрудники ГИБДД уполномочены эвакуировать транспортные средства, нарушающие требования.
Проводить опросы: Сотрудники специальных подразделений (таких как спецназ и ОМОН) уполномочены проводить опросы в специально отведённом для этого месте (комната допроса в МВД).
Использовать транспортные средства: Останавливать транспортные средства, использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств дипломатических представительств), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия 5.
Требовать оставаться на месте: Требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять таких лиц в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции .
Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие: Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом
ГЛАВА 4.
ОБЯЗАННОСТИ ПОЛИЦИИ
ОБЯЗАННОСТИ ПОЛИЦИИ
Статья 6. Обязанности сотрудника полиции
Сотрудник полиции обязан:
Представиться перед задержанием или применением мер принуждения, назвав свои должность, звание и фамилию.
Предъявить служебное удостоверение по требованию гражданина.
Чётко объяснить причину и основания своих действий.
Обеспечивать безопасность граждан и порядок на вверенной территории.
Пресекать административные правонарушения и преступления.
Оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений или несчастных случаев.
Соблюдать законность и не допускать произвола.
Фиксировать свои действия с помощью аудио- и видеофиксации (включая боди-камеры).
Полиция обязана принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, а также информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений.
ГЛАВА 5.
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Статья 7. Применение физической силы и специальных средств
Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
Для пресечения преступлений и административных правонарушений.
Для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц.
Для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Перед применением специальных средств или физической силы сотрудник обязан предупредить граждан о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление может создать непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, либо когда такое предупреждение является невозможным или нецелесообразным.
Без предупреждения физическая сила и специальные средства могут применяться:
Если преступник вооружён.
При побеге из-под стражи.
При нападении на сотрудника полиции.
Разрешено использовать следующие специальные средства12:
Специальные газовые средства
Средства ограничения подвижности (наручники).
Электрошоковые устройства.
Дубинку.
Статья 8. Применение огнестрельного оружия
Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
Для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья.
Для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием или транспортным средством полиции.
Для освобождения заложников.
Для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться.
Для отражения группового или вооруженного нападения на объекты государственной и муниципальной собственности.
Перед применением огнестрельного оружия сотрудник обязан предупредить о намерении его применить, за исключением случаев, когда промедление создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
ГЛАВА 6.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
Статья 9. Специальные звания
Специальные звания сотрудников полиции присваиваются в соответствии с федеральным законодательством.
Звания полиции:
Рядовой состав: рядовой полиции.
Младший начальствующий состав: младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик.
Средний начальствующий состав: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан.
Старший начальствующий состав: майор, подполковник, полковник.
Высший начальствующий состав: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал полиции Российской Федерации.
Звания дают дополнительные полномочия (например, старшие офицеры могут отдавать приказы младшим).
Статья 10. Служебное удостоверение
Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность сотрудника полиции, его принадлежность к полиции, должность и специальное звание.
Служебное удостоверение подтверждает право сотрудника на ношение оружия, производство задержания, обыска и других действий, предусмотренных законом.
Сотрудник полиции обязан предъявить служебное удостоверение по требованию гражданина в случаях, предусмотренных законом.
Статья 11. Ответственность сотрудника полиции
Сотрудник полиции несёт ответственность за свои действия (бездействия) в соответствии с законодательством:
Уголовную ответственность — за превышение должностных полномочий, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Дисциплинарную ответственность — за нарушение служебной дисциплины (выговор, увольнение, понижение в звании).
Сотрудник полиции не несёт ответственности, если действовал в рамках закона и своих полномочий, даже если его действия повлекли ущерб.
Статья 12. Гарантии прав сотрудника полиции
Сотрудник полиции находится под защитой государства.
Неподчинение законным требованиям полиции влечёт ответственность в соответствии с законодательством.
Сотрудник полиции имеет право на необходимую оборону и крайнюю необходимость.
ГЛАВА 7.
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ
Статья 13. Надзорные органы
Надзор за деятельностью полиции осуществляют:
Прокуратура Российской Федерации — проверяет законность действий полиции.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) — контролирует работу полиции в сфере борьбы с терроризмом, шпионажем и другими угрозами национальной безопасности.
Деятельность полиции может проверяться также со стороны общественных организаций и граждан в пределах, установленных законом.
Статья 14. Обжалование действий полиции
Граждане имеют право обжаловать действия (бездействие) сотрудников полиции в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или суд.
Полиция не обязана объяснять свои действия до решения суда, если это не предусмотрено законом.
Если жалоба на действия полиции не подтвердилась, заявитель может быть привлечён к ответственности за заведомо ложный донос или клевету, если будет доказан умысел.
ГЛАВА 8.
ОТРЯД МОБИЛЬНОГО ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ОМОН)
ОТРЯД МОБИЛЬНОГО ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ОМОН)
Статья 15. Специальные подразделения полиции
1. В структуре полиции действуют следующие специальные подразделения:
1.1 ОМОН (Отряд мобильный особого назначения);
1.2 ППСП (Патрульно-постовая служба полиции).
2. Остальные подразделения могут создаваться на усмотрение лидера организации.
Статья 16. Основные задачи ОМОН
1. Пресечение массовых беспорядков и охрана общественного порядка.
2. Участие в контртеррористических операциях.
3. Задержание вооружённых преступников и освобождение заложников.
4. Обеспечение безопасности на массовых мероприятиях.
5. Обезвреживание взрывных устройств.
Статья 17. Должности в ОМОН
1. Начальник ОМОН.
2. Заместитель начальника ОМОН.
3. Старший оперуполномоченный.
4. Оперуполномоченный.
5. Младший оперуполномоченный.
Статья 18. Условия повышения в звании
Младший оперуполномоченный → Оперуполномоченный:
• Участие в 3 штурмах;
• Посещение 2 лекций;
• Участие в 3 тренировках.
2. Оперуполномоченный → Старший оперуполномоченный:
• Сдача психологического теста;
• Участие в 3 штурмах (явки обнуляются);
• Доверие руководства ОМОН.
Статья 19. Особенности применения для ОМОН и ППСП.
1. ОМОН вправе использовать:
· Штурмовое оружие;
· Табельное оружие;
· Специальную экипировку.
ГЛАВА 9. ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА ПОЛИЦИИ (ППСП)
Статья 20. Основные задачи ППСП
1. Охрана общественного порядка на улицах и в общественных местах.
2. Оперативное реагирование на правонарушения.
3. Профилактика преступлений и административных правонарушений.
4. Оказание помощи гражданам, оказавшимся в опасной ситуации.
5. Обеспечение безопасности на массовых мероприятиях.
Статья 21. Должности в ППСП
1. Начальник полка ППСП.
2. Заместитель начальника полка.
3. Старший инспектор.
4. Инспектор.
5. Младший инспектор.
Статья 22. Особенности применения для ОМОН и ППСП
ППСП вправе использовать:
· Табельное оружие;
· Дубинки;
· Наручники.
ГЛАВА 10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Статья 23. Совместные операции
1. ОМОН и ППСП обязаны взаимодействовать при проведении массовых мероприятий, задержании опасных преступников и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Руководитель операции назначается из числа старших должностных лиц участвующих подразделений.
Статья 24. Обмен информацией
1. Подразделения обязаны оперативно обмениваться информацией о правонарушениях и преступлениях.
2. Данные, полученные в ходе патрулирования ППСП, могут передаваться в ОМОН для планирования спецопераций.
Последнее редактирование: